Образование детей| Чем отличается школа от гимназии и лицея| Куда отдать ребёнка учиться

образование детей
Обновлено:

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье мы затронем тему образования детей и попытаемся ответить на вопросы многих заботливых мам о том чем отличается школа от гимназии и лицея. И тогда, поняв и осмыслив все плюсы и минусы данных образовательных учреждений вы сможете точно определить, куда отдать ребёнка учиться.

Современный уровень образования уже далеко не тот, что был в 20 веке прошлого столетия. К ученикам предъявляются всё более сложные требования по формированию учебных умений и навыков.

И выбирая школу родителям необходимо, прежде всего, ориентироваться на уровень подготовки и познавательную активность своего ребёнка, а также обратить внимание на его здоровье (физически слабым детям сложно выдерживать учебные нагрузки в лицеях и гимназиях).

Общеобразовательная школа, её плюсы и минусы

Общеобразовательная школа - это такое учреждение, где всем учебным предметам учат в равной степени одинаково в соответствии с законом об Образовании и учебным планом школы. Но и здесь есть исключения - многие школы, начиная со среднего или старшего звена, вводят профилизацию, например, технический, гуманитарный или биолого-химический уклон в учебном плане классов.

куда отдать ребенка учиться

И программа, и учебная нагрузка в таких школах соответствует всем необходимым нормам разрешённым в стране. Учебное и свободное время ребёнка равномерно распределяется, чтобы у него была возможность и отдохнуть, и посетить занятия в учреждениях дополнительного образования.

 В общеобразовательную школу приходят учиться разношёрстные дети, как с сильной подготовкой и желанием учиться, так и дети c минимальной подготовкой или вообще её отсутствием и, как правило, из не очень замотивированных на успешное обучение ребёнка семей. Итак, давайте рассмотрим какие плюсы есть у данного заведения:

  1. В обычных школах нет сильного прессинга в плане участия в олимпиадах, выставках, проектной деятельности, конкурсах. Здесь у детей спрашивают их желание участвовать в каких-либо мероприятиях и не обязывают при отсутствии такового. 
  2. В школе соблюдаются общеобразовательные стандарты и учебная нагрузка распределяется в течении учебного дня равномерно. У детей есть необходимое свободное время для посещения секций и кружков в центрах дополнительного образования. Домашнее задание задают в обычной школе в небольшом объёме. 
  3. В детских коллективах общеобразовательных школ учатся дети из обычных семей среднего класса и как правило среди них нет заносчивых, чрезмерно эгоистичных детей (так как у родителей нет возможности сильно баловать материальными подарками своих отпрысков и за нравственным воспитанием такие родители чаще всего следят).
  4. Денежные взносы в попечительский совет школы и копилку класса вполне умеренные и посильные для семей, где оба родителя работают. Первоначального вступительного взноса при поступлении в общеобразовательную школу нет (в отличии от гимназий и лицеев).

Но есть у общеобразовательной школы и минусы, к которым стоит отнестись с пониманием, если вы всё же решите отдать своего ребёнка  туда. Об этих недостатках поговорим ниже. В последнее десятилетие в школах наблюдается текучка кадров. Многие школы испытывают трудности с узкими специалистами: физиками, математиками, химиками.

Из-за нехватки учителей повышенная нагрузка ложится на уже существующих педагогов. Многие учителя начальной школы работают на 2 класса, в 2-е смены. Такая загруженность педагогов влияет на качество обучения, у них просто не остаётся времени и сил на индивидуальную работу с неуспевающими или одарёнными детьми.

Знания даются детям чётко по образовательному стандарту, без углублённых умений и навыков по предметам. И только в рамках урока без какой-либо дополнительной практической деятельности.

То есть, если родители специально не нанимают репетиторов в старших классах, то ученик выходит из общеобразовательной школы с очень посредственными, усреднёнными знаниями.

Материальное оснащение общеобразовательных школ среднее или вообще низкое. Например, у химиков нет нужных реактивов и дети не могут проводить опыты на уроках, у физиков нет необходимого оборудования и дети в неполной мере проводят лабораторные работы. А в кабинетах информатики не всегда хватает компьютеров и дети вынуждены заниматься по 2-3 человека за одним компьютером.

И таких материальных проблем большое количество. Часто, чтобы их как-то решить приходят на помощь родители детей, перечисляя денежные средства в попечительский совет школы.

Преподавательский состав имеет разные квалификационные категории: первую, вторую и высшую. В большинстве случаев учителя с большим стажем работают по 1-й категории, так как для высшей необходимо иметь слишком много достижений (на которые в силу учебной загруженности не всегда остаётся время).

Повышение квалификации и обучение по профилю учителя общеобразовательных школ проходят намного реже, нежели преподаватели лицеев. Опять-таки сказывается учебная нагрузка, усталость, отсутствие времени, а иногда и желания.

Отличие гимназии от школы

отличие гимназии от школы

Гимназия, как учебное заведение относится к категории элитных. Дети для поступления в такое заведение проходят отбор в виде тестирования или собеседования, поскольку учебная программа в гимназиях имеет повышенный уровень сложности и не все дети способны этот уровень потянуть (в силу недостаточной мотивации, учебной подготовки, слабого здоровья).

Предпрофильная подготовка в гимназиях начинается либо с 1-го, либо с 5-го класса. Из-за чего вводятся дополнительные предметы и учебная нагрузка увеличивается. Данное учебное заведение помогает детям быстрее определиться с будущей профессией и предлагает многостороннее и углублённое по некоторым предметам обучение.  При поступлении в гимназию обратите внимание на плюсы данного образовательного учреждения:

  1. Преподавательский состав гимназии на 100% укомплектован (учителя в гимназиях и лицеях имеют возможность больше зарабатывать). 80-90% педагогов имеют высшую категорию и большой опыт работы по своему предмету.
  2. В гимназии большое количество факультативов, кружков и секций. Здесь ребёнку некогда скучать и его занятость может быть расписана на весь день.
  3. Материальное оснащение гимназий намного выше и лучше, нежели в общеобразовательных школах. Поэтому у учеников есть больше возможностей заниматься практической внеурочной деятельностью.
  4. Всё обучение в гимназии ориентировано на поступление его учеников в ВУЗы. Для этого применяются различные методы, формы и программы повышенной сложности для обучения детей.
  5. Дети в гимназиях разносторонне развиты и очень мотивированы на хорошее обучение.

Очень часто отдавая своих детей в гимназию, родители не всегда понимают, что и у этого образовательного учреждения есть свои недостатки, не учитывая которые можно сильно усложнить жизнь своему ребёнку.

В силу повышенных учебных нагрузок дети гимназий имеют меньше свободного времени. Такое положение дел сильно выматывает, особенно детей младших классов и к каникулам ученики гимназий чрезмерно устают, накапливается напряжение и стрессовое состояние.

Кстати, дети гимназий и лицеев по статистике чаще болеют вирусными заболеваниями. Так как из-за утомляемости и чрезмерных нагрузок сильно истощается их организм. Поэтому важно, чтобы в гимназию, как и в лицей шли абсолютно здоровые дети без каких-либо отклонений по здоровью.

В данном учебном заведении существует слово «НАДО». И у детей не спрашивают желания по -поводу  участия в проектной деятельности или олимпиадах. Считается, что если ребёнок пришёл в гимназию, то он уже обязан участвовать во всех направлениях учебной деятельности данного учебного заведения.

Родители учеников в гимназии делают намного больше денежных отчислений в попечительский совет, поскольку оснащение учебного заведения должно соответствовать высокому уровню.  Приведя ребёнка в гимназию, родитель уже заочно обязан за всё платить  (ремонт класса, взносы в копилку класса, текущие расходы на оснащение учреждения и т.п.)

Образование детей в лицее

отличие лицея от школы

Лицей также, как и гимназия, относится к элитным учебным заведениям, имеет повышенный уровень сложности в обучении, но в отличии от гимназии, является однопрофильным учреждением. Например, технический лицей, юридический лицей, гуманитарный лицей и так далее.

У данного образовательного заведения существует договор с каким-либо ВУЗом города и вся подготовка и обучение детей направлено на поступление именно в данный ВУЗ, то есть учебный план заточен на те учебные дисциплины, которые необходимы для успешного поступления и обучения в конкретном ВУЗе.

Уже с 9-го или 10-го класса некоторые профильные предметы у лицеистов ведут преподаватели ВУЗов. И часто по договору между лицеем и ВУЗом выпускники данного образовательного учреждения могут быть зачислены сразу же на 2-й курс этого ВУЗа. Предлагаю обратить внимание на те положительные стороны лицея, которые так привлекают внимание многих родителей:

  1. В лицее даются углублённые знания, заточенные под поступление в конкретный ВУЗ. И есть возможность поступить в данный ВУЗ на привелегированных правах.
  2. Дети в лицеях очень замотивированы на обучение и получение качественной базы знаний. Те кто учиться не хочет, как правило, долго в лицее не задерживаются. 
  3. Преподавательский состав имеет только высшую квалификационную категорию и большой опыт работы по своему предмету.
  4. Лицеи на 100% укомплектованы и не испытывают трудностей с педагогическими кадрами. Педагоги здесь не сильно перегружены и могут больше времени уделять индивидуальной работе с учениками.

Однако, стоит внести ложку дёгтя и в лицейское образование. Поскольку нет идеальных условий в образовательной среде даже в этом элитном заведении. В лицее всегда идёт гонка учителей и руководства за высокими показателями учебного заведения. От этого зависит финансирование лицея.

 И поэтому здесь дети часто испытывают внутреннее напряжение (боятся совершить ошибку или что-то не смочь, не успеть), испытывают прессинг со стороны учителей по поводу их учебной деятельности на протяжении всего учебного года.

В лицеях никто никого не натаскивает и дополнительно не занимается. Если ученик не справляется с программой, то родители либо нанимают репетиторов, либо переводят ребёнка в общеобразовательную школу. Таким образом, чтобы не потерять «место под солнцем» практически все дети к 9-у, 10-у классу занимаются с репетиторами.

В большинстве лицеев при поступлении необходимо заплатить вступительный денежный взнос (в нашем городе он варьируется от 25 до 50 тысяч рублей). А далее родители ежемесячно платят в попечительский совет школы (и суммы намного выше, нежели в общеобразовательных школах).

Ученики лицеев сильно перегружены учёбой и у них практически не остаётся времени на дополнительные кружки, секции, просто дружеские встречи и отдых. Не факт, что к окончанию 10, 11-го класса ваш ребёнок захочет поступать именно в тот ВУЗ, с которым заключён договор у лицея и к которому ребёнка готовили. И тогда все годы обучения в лицее пойдут коту под хвост.

Моё мнение о том, куда отдать ребёнка учиться

Когда мои старшие сыновья достигли возраста 6 лет, я очень долго раздумывала куда отдать их учиться и искала положительные и отрицательные моменты между обычной школой, гимназией и лицеем. Мои парни – Михаил и Илья,  мальчишки смышлёные и при должной подготовке и опытном учителе могут много достичь.

Поскольку я являюсь дипломированным педагогом, то своих детей я всегда сама обучала и готовила к школе с помощью познавательных книг, методических пособий и видеосюжетов. Поэтому уровень знаний у них был на момент поступления в школу выше среднего.

Вообще я полностью убеждена в том, что для записи в первый класс необходимо выбирать не столько школу, сколько учителя начальных классов (что собственно я и делала для своих сыновей).

Так как именно от учителя в конечном счёте зависит: будет ли у ребёнка желание познавать этот мир, насколько интересно и комфортно ему будет в школе (агрессивной в первое время для него среде), сможет ли ребёнок найти контакт с другими детьми и многое – многое другое.

чем отличается школа от гимназии и лицея

А уж, если ученик показывает высокий уровень интеллекта и проявляет повышенный интерес к учебным предметам, то его всегда можно перевести из обычной школы в гимназию или лицей (но лучше после окончания начального звена).

В итоге, взвесив все за и против обучения детей в обычной школе, гимназии, либо лицее я пришла к выводу, что учиться в общеобразовательной школе рядом с домом для них будет лучшим вариантом.

Причём сейчас учатся они в профильных классах с углублённым изучением предметов технической направленности. А в начальной школе мальчики учились у сильных и опытных учителей (к выбору которых, в своё время, я подошла  очень серьёзно).

Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила следующее: когда родитель задаётся вопросом – «В какое учебное заведение отдать учиться своего ребёнка: лицей, гимназию или обычную школу?», необходимо руководствоваться не своими эгоистическими амбициями, а желаниями, возможностями и способностями своего любимого чада.

Необходимо посмотреть на своего ребёнка, как бы со стороны, определить его сильные и слабые стороны и уже потом принимать решение по-поводу школы, образовательной программы и учителя.

И если вам самому сложно проанализировать готовность вашего ребёнка к школе, то всегда можно воспользоваться услугами высококвалифицированного психолога. В конечном итоге нужно понимать, что школа – это лишь небольшая ступенька к получению востребованной профессии в будущем и только!

Моё личное мнение таково и вы можете со мной либо согласиться, либо нет - современная школа не готовит наших подрастающих детей к жизни, она лишь наполняет учеников разносторонними знаниями (60% которых могут ему вообще никогда не пригодиться в жизни). Успех и одарённость в лицее или гимназии не станут 100% показателями успешности в будущей личной жизни ребёнка.

Большое количество образовательных и воспитательных моментов ложиться на плечи родителей, так как школа попросту их не затрагивает. Вот то, что вам придётся объяснять своему сыну, либо дочери самостоятельно:

  • нравственные и духовные ценности;
  • научить своё чадо финансовой грамотности;
  • дать элементарные знания как относиться к своему телу, к своему здоровью;
  • научить ребёнка правильным взаимоотношениям с противоположным полом.

Поэтому стоит ли так переживать и напрягаться по-поводу выбора школы и школьной программы. Для меня, как для мамы, всегда было важно выбрать хорошего, опытного учителя и коллектив детей, в котором будут учиться мои дети.

Ну, а если с выбором вы ошиблись и ребёнку в первом классе было очень не комфортно, то у вас всегда есть возможность перевести своего малыша в другой класс, школу, правильно объяснив ему причину перевода. Либо, вы можете перевести его на семейную форму обучения, наняв сильного преподавателя, приходящего к вам домой в назначенное время.

Вывод

Выбирая образовательное учреждение для своего ребёнка, руководствуйтесь прежде всего его интересами и способностями. Ведь основная функция учебного заведения – это научить ребёнка учиться самостоятельно, научить добывать знания из разных источников, а уж все остальные моменты второстепенны и не так уж и важны. 

Образование развивает способности, но не создаёт их.

Вольтер

Удачи и успехов вам и вашим талантливым детям на образовательном пути! Прислушивайтесь к своим детям, ищите для них самых лучших учителей и тогда они до конца жизни будут вам безмерно благодарны. 

А что вы думаете об образовании детей в современном мире? Появилось ли у вас полное осмысление того, чем отличается школа от гимназии и лицея? Напишите, пожалуйста, своё мнение в комментариях и если статья понравилась, то разместите её в своих социальных сетях.

С уважением, автор блога - Мария Филиппова.

8 комментариев

Аватар комментатора sergey Автор: sergey

Мария, Вы абсолютно правы первый учитель очень важен для первоклашки, а престиж школы стоит на втором месте.

Аватар комментатора Мария Филиппова Автор: Мария Филиппова

sergey, я рада, что вы поддерживаете мою точку зрения! Спасибо за комментарий. Желаю удачи вам и вашим детям. :)

Аватар комментатора Евгения Автор: Евгения

Я полностью согласна, что в первую очередь нужен хороший учитель, любящий детей и свое дело. Таких педагогов к сожалению очень мало.

Аватар комментатора Мария Филиппова Автор: Мария Филиппова

Евгения, я благодарю вас за то, что вы поддерживаете мою точку зрения. Согласна, по прошествии большого количества времени многие, даже талантливые педагоги "выгорают" в своей профессии. И важно найти того учителя для своего ребёнка, который не только опытен, но ещё и с уважением относится к детям. Желаю вам удачи и всего самого доброго! :)

Аватар комментатора Алла Автор: Алла

Отличный обзор образовательных учреждений и очень пригодится мамам своих чад в выборе, в какое учреждение их определить. Автору спасибо, все ценно и нужно.

Аватар комментатора Мария Филиппова Автор: Мария Филиппова

Алла, спасибо за добрые слова. Рада, что информация оказалась полезной и понятной для вас. Всего вам наилучшего! :)

Аватар комментатора Галина Автор: Галина

Мария, Вы осветили очень важную тему, ведь образование имеет большую роль в жизни. На счет выбора, куда отдать ребенка в лицей, гимназию или школу согласна с Вами, что в начальной школе важно не это, а кто будет первым учителем, ведь от него зависит, понравится ли ребенку учеба или нет. Поэтому важно выбрать своего первого учителя, а дальше уже можно ориентироваться по способностям и интересам ребенка.

Аватар комментатора Мария Филиппова Автор: Мария Филиппова

Галина, благодарю за комментарий. Да, очень надеюсь, что многим родителям данная информация принесёт пользу и они смогут сделать правильный выбор в отношении образовательного учреждения для своего любимого чада. Удачи вам!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение