Образование для детей: чем отличаются друг от друга общеобразовательная школа, гимназия и лицей? В какое образовательное учреждение отдать учиться ребёнка?

Какое образовательное учреждение выбрать для ребёнка?

Когда мои старшие сыновья достигли возраста 6 лет, я очень долго раздумывала куда отдать их учиться и искала положительные и отрицательные моменты между обычной школой, гимназией и лицеем. Мои парни – Михаил и Илья, мальчишки смышлёные и при должной подготовке и опытном учителе могут много достичь.

Поскольку я являюсь дипломированным педагогом, то своих детей я всегда сама обучала и готовила к школе с помощью познавательных книг, методических пособий и видеосюжетов. Поэтому уровень знаний у них был на момент поступления в школу выше среднего.

Вообще я полностью убеждена в том, что для записи в первый класс необходимо выбирать не столько школу, сколько учителя начальных классов (что собственно я и делала для своих сыновей). Так как именно от учителя в конечном счёте зависит: будет ли у ребёнка желание познавать этот мир, насколько интересно и комфортно ему будет в школе (агрессивной в первое время для него среде), сможет ли ребёнок найти контакт с другими детьми и многое – многое другое.

А уж, если ученик показывает высокий уровень интеллекта и проявляет повышенный интерес к учебным предметам, то его всегда можно перевести из обычной школы в гимназию или лицей (но лучше после окончания начального звена).

В итоге, взвесив все за и против обучения детей в обычной школе, гимназии, либо лицее я пришла к выводу, что учиться в общеобразовательной школе рядом с домом для них будет лучшим вариантом. Причём учатся они сейчас в профильных классах с углублённым изучением предметов технической направленности. А в начальной школе мальчики учились у сильных и опытных учителей (к выбору которых, в своё время, я подошла очень серьёзно).

Но если у вас всё же встал вопрос о том, какую школу выбрать и в чём отличие между лицеем, гимназией или общеобразовательной школой, то предлагаю разобраться в данном вопросе более глубоко, а так же посмотреть на плюсы и минусы данных образовательных учреждений.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Это такое учреждение, где всем учебным предметам учат в равной степени одинаково в соответствии с законом об образовании и учебным планом школы. Но и здесь есть исключения - многие общеобразовательные школы, начиная со среднего или старшего звена, вводят профилизацию, например, технический, гуманитарный или биолого-химический уклон в учебном плане классов.

И программа и учебная нагрузка в таких школах соответствует всем необходимым нормам, разрешённым в стране. Учебное и свободное время ребёнка равномерно распределяется, чтобы у него была возможность и отдохнуть, и посетить занятия в учреждениях дополнительного образования.

В общеобразовательную школу приходят учиться разношёрстные дети, как с сильной подготовкой и желанием учиться, так и дети c минимальной подготовкой или вообще её отсутствием и как правило из не очень замотивированных на успешное обучение ребёнка семей.

ПЛЮСЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  1. В обычных школах нет сильного прессинга в плане участия в олимпиадах, выставках, проектной деятельности, конкурсах. Здесь у детей спрашивают их желание участвовать в каких-либо мероприятиях и не обязывают при отсутствии такового.
  2. В школе соблюдаются общеобразовательные стандарты и учебная нагрузка распределяется в течении учебного дня равномерно. У детей есть необходимое свободное время для посещения секций и кружков в центрах дополнительного образования. Домашнее задание задают в обычной школе в небольшом объёме.
  3. В детских коллективах общеобразовательных школ учатся дети из обычных семей среднего класса и как правило среди них нет заносчивых, чрезмерно эгоистичных детей (так как у родителей нет возможности сильно баловать материальными подарками своих отпрысков и за нравственным воспитанием такие родители чаще всего следят).
  4. Денежные взносы в попечительский совет школы и копилку класса вполне умеренные и посильные для семей, где оба родителя работают. Первоначального вступительного взноса при поступлении в общеобразовательную школу нет (в отличии от гимназий и лицеев).

МИНУСЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  1. В последнее десятилетие в школах наблюдается текучка кадров. Многие школы испытывают трудности с узкими специалистами: физиками, математиками, химиками. Из-за нехватки учителей повышенная нагрузка ложится на уже существующих педагогов. Многие учителя начальной школы работают на 2 класса, в 2-е смены.

    Такая загруженность педагогов влияет на качество обучения, у них просто не остаётся времени и сил на индивидуальную работу с неуспевающими или одарёнными детьми.

  2. Знания даются детям чётко по образовательному стандарту, без углублённых умений и навыков по предметам. И только в рамках урока без какой-либо дополнительной практической деятельности. То есть, если родители специально не нанимают репетиторов в старших классах, то ученик выходит из общеобразовательной школы с очень посредственными, усреднёнными знаниями.
  3. Материальное оснащение общеобразовательных школ низкое. Например, у химиков нет нужных реактивов и дети не могут проводить опыты на уроках, у физиков нет необходимого оборудования и дети в неполной мере проводят лабораторные работы; в кабинетах информатики не хватает компьютеров и дети вынуждены заниматься по 2-3 человека за одним компьютером. И таких материальных проблем большое количество.
  4. Часто, чтобы их как-то решить приходят на помощь родители детей, перечисляя денежные средства в попечительский совет школы.
  5. Преподавательский состав имеет разные квалификационные категории: первую, вторую и высшую. В большинстве случаев учителя с большим стажем работают по 1-й категории, так как для высшей необходимо иметь слишком много достижений (на которые в силу учебной загруженности не всегда остаётся время).

    Повышение квалификации и обучение по профилю учителя общеобразовательных школ проходят намного реже, нежели преподаватели лицеев. Опять таки сказывается учебная нагрузка, усталость, отсутствие времени, а иногда и желания.

ГИМНАЗИЯ

Данное учебное заведение относится к категории элитных. Дети для поступления в такое заведение проходят отбор в виде тестирования или собеседования, поскольку учебная программа в гимназиях имеет повышенный уровень сложности и не все дети способны этот уровень потянуть (в силу недостаточной мотивации, учебной подготовки, слабого здоровья).

Предпрофильная подготовка в гимназиях начинается либо с 1-го, либо с 5-го класса. Из-за чего вводятся дополнительные предметы и учебная нагрузка увеличивается. Данное учебное заведение помогает детям быстрее определиться с будущей профессией и даёт многостороннее и углублённое по некоторым предметам образование.

ПЛЮСЫ ГИМНАЗИИ

  1. Преподавательский состав гимназии на 100% укомплектован (учителя в гимназиях и лицеях имеют возможность больше зарабатывать). 80-90% педагогов имеют высшую категорию и большой опыт работы по своему предмету.
  2. В гимназии большое количество факультативов, кружков и секций. Здесь ребёнку некогда скучать и его занятость может быть расписана на весь день.
  3. Материальное оснащение гимназий намного выше и лучше, нежели в общеобразовательных школах. Поэтому у учеников есть больше возможностей заниматься практической внеурочной деятельностью.
  4. Всё обучение в гимназии ориентировано на поступление его учеников в ВУЗы. Для этого применяются различные методы, формы и программы повышенной сложности для обучения детей.
  5. Дети в гимназиях разносторонне развиты и очень мотивированы на хорошее обучение.

МИНУСЫ

  1. В силу повышенных учебных нагрузок дети гимназий имеют меньше свободного времени. Такое положение дел сильно выматывает, особенно детей младших классов и к каникулам ученики гимназий чрезмерно устают, накапливается напряжение и стрессовое состояние.

    Кстати, дети гимназий и лицеев по статистике чаще болеют вирусными заболеваниями. Так как из-за утомляемости и чрезмерных нагрузок сильно истощается их организм. Поэтому важно, чтобы в гимназию, как и в лицей шли абсолютно здоровые дети без каких-либо отклонений по здоровью.

  2. В данном учебном заведении существует слово «НАДО». И у детей не спрашивают желания по -поводу участия в проектной деятельности или олимпиадах. Считается, что если ребёнок пришёл в гимназию, то он уже обязан участвовать во всех направлениях учебной деятельности данного учебного заведения.
  3. Родители учеников в гимназии делают намного больше денежных отчислений в попечительский совет, поскольку оснащение учебного заведения должно соответствовать высокому уровню. Приведя ребёнка в гимназию родитель уже заочно обязан за всё платить (ремонт класса, взносы в копилку класса, текущие расходы на оснащение учреждения и т.п.)

ЛИЦЕЙ

Данное учебное заведение также относится к элитным, имеет повышенный уровень сложности в обучении, но в отличии от гимназии, лицей является однопрофильным заведением. У данного образовательного учреждения существует договор с каким-либо ВУЗом города и вся подготовка и обучение детей направлено на поступление именно в данный ВУЗ, то есть учебный план заточен на те учебные дисциплины, которые необходимы для успешного поступления и обучения в конкретном ВУЗе.

Уже с 9-го или 10-го класса некоторые профильные предметы у лицеистов ведут преподаватели ВУЗов. И часто по договору между лицеем и ВУЗом выпускники данного образовательного учреждения могут быть зачислены сразу же на 2-й курс этого ВУЗа.

ПЛЮСЫ ЛИЦЕЯ

  1. В лицее даются углублённые знания, заточенные под поступление в конкретный ВУЗ. И есть возможность поступить в данный ВУЗ на привелегированных правах.
  2. Дети в лицеях очень замотивированы на обучение и получение качественной базы знаний. Те кто учиться не хочет, как правило, долго в лицее не задерживаются.
  3. Преподавательский состав имеет только высшую квалификационную категорию и большой опыт работы по своему предмету.
  4. Лицеи на 100% укомплектованы и не испытывают трудностей с педагогическими кадрами. Педагоги здесь не сильно перегружены и могут больше времени уделять индивидуальной работе с учениками.

МИНУСЫ

  1. В лицее всегда идёт гонка учителей и руководства за высокими показателями учебного заведения. От этого зависит финансирование лицея. И поэтому здесь дети часто испытывают внутреннее напряжение (боятся совершить ошибку или что-то не смочь, не успеть), испытывают прессинг со стороны учителей по поводу их учебной деятельности на протяжении всего учебного года.
  2. В лицеях никто никого не натаскивает и дополнительно не занимается. Если ученик не справляется с программой, то родители либо нанимают репетиторов, либо переводят ребёнка в общеобразовательную школу. Таким образом, чтобы не потерять «место под солнцем» практически все дети к 9-у, 10-у классу занимаются с репетиторами.
  3. В большинстве лицеев при поступлении необходимо заплатить вступительный денежный взнос (в нашем городе он варьируется от 25 до 50 тысяч рублей). А далее родители ежемесячно платят в попечительский совет школы (суммы намного выше, нежели в общеобразовательных школах).
  4. Ученики лицеев сильно перегружены учёбой и у них практически не остаётся времени на дополнительные кружки, секции, просто дружеские встречи и отдых.
  5. Не факт, что к окончанию 10, 11-го класса ваш ребёнок захочет поступать именно в тот ВУЗ, с которым заключён договор у лицея и к которому ребёнка готовили. И тогда все годы обучения в лицее пойдут коту под хвост.

Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила следующее: когда родитель задаётся вопросом – «В какое учебное заведение отдать учиться своего ребёнка: лицей, гимназию или обычную школу?», необходимо руководствоваться не своими эгоистическими амбициями, а желаниями, возможностями и способностями своего любимого чада.

Необходимо посмотреть на своего ребёнка, как бы со стороны, определить его сильные и слабые стороны и уже потом принимать решение по-поводу школы, образовательной программы и учителя.

И если вам самому сложно проанализировать готовность вашего ребёнка к школе, то всегда можно воспользоваться услугами высококвалифицированного психолога.

В конечном итоге нужно понимать, что школа – это лишь небольшая ступенька к получению востребованной профессии в будущем и только! Моё личное мнение таково (и вы можете со мной либо согласиться, либо нет): современная школа не готовит наших подрастающих детей к жизни, она лишь наполняет учеников разносторонними знаниями (60% которых могут ему вообще никогда не пригодиться в жизни). Успех и одарённость в лицее или гимназии не станут 100% показателями успешности в будущей личной жизни ребёнка.

Большое количество образовательных и воспитательных моментов ложиться на плечи родителей, так как школа попросту их не затрагивает:

  • дать ребёнку нравственные и духовные ценности.
  • научить своё чадо финансовой грамотности.
  • дать элементарные знания как относиться к своему телу, к своему здоровью.
  • научить ребёнка правильным взаимоотношениям с противоположным полом и т.п.

Поэтому стоит ли так переживать и напрягаться по-поводу выбора школы и школьной программы. Для меня, как для мамы всегда было важно выбрать хорошего, опытного учителя и коллектив детей в котором будут учиться мои дети.

Ну, а если с выбором вы ошиблись и ребёнку в первом классе было очень не комфортно, то у вас всегда есть возможность перевести своего малыша в другой класс, школу, правильно объяснив ему причину перевода. Либо, вы можете перевести его на семейную форму обучения, наняв сильного преподавателя, приходящего к вам домой в назначенное время.

ВЫВОД: Выбирая образовательное учреждение для своего ребёнка, руководствуйтесь прежде всего его интересами и способностями. Ведь основная то функция учебного заведения – это научить ребёнка учиться самостоятельно, научить добывать знания из разных источников, а уж все остальные моменты второстепенны и не так уж и важны. Удачи и успехов вам и вашим талантливым детям на пути образовательной деятельности!

А как вы считаете есть ли необходимость подбирать учебное заведение для своего ребёнка? И если да, то как это сделать? Напишите своё мнение в комментариях.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro розыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, GeForce, Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение