Здравствуйте, уважаемые читатели! Многие неравнодушные мамы задумываются о том, как и в каком возрасте необходимо начать интеллектуальное развитие детей. В данной статье я хочу поделиться с вами обзором методических пособий, которые взяла за основу для образования собственных детей.
Поскольку я имею педагогическое образование и очень долгое время проработала в школе, то развитием своих троих детей до поступления в школу я занималась и занимаюсь сама, не отдавая их в какие-либо развивающие центры.
Мне пришлось перелопатить большое количество методических пособий для дошкольников и в итоге свой выбор я остановила на серии «Умных книжек» О.Н.Земцовой для детей 1-2 года, 3-4 и 5-6 лет. Основной причиной моего выбора стал чётко и правильно подобранный учебный материал для интеллектуального развития детей в разных возрастных группах.
Раннее развитие детей или зачем нужны "Умные книжки" Земцовой
Ольга Николаевна Земцова является заслуженным учителем России и кандидатом педагогических наук, а также руководит Центром дошкольного воспитания и развития детей в Москве. Благодаря её методическим разработкам была создана уникальная система по интеллектуальному развитию и подготовке детей к школе.
Система Земцовой «Умные книжки» соответствует Федеральным Образовательным Стандартами, получила одобрение у огромного количества педагогов и родителей (заниматься с детьми по методическим пособиям Ольги Николаевны можно как в детском саду, так и дома).
Методика охватывает все интеллектуальные аспекты: память, внимание, мышление, речь, сенсорика; освоение чтения, грамматики, математики и развитие мелкой моторики. Она грамотно разбита и тщательно проработана по каждой возрастной группе:
- Возраст 0-2 года.
- Возраст 2-3 года.
- Возраст 3-4 года.
- Возраст 4-5 лет.
- Возраст 5-6 лет.
Все методические пособия О.Н.Земцовой можно разделить не только по возрасту, но и по типам: «Грамотейка», «Умные книжки», «Развивающие тесты». В каждом возрасте рекомендуется начинать с развивающих книг «Грамотейка» и «Умные книжки», а когда будет полностью усвоен материал, то переходить уже к книгам «Развивающие тесты».
На задней части обложки «Грамотейки» всегда есть целый список рекомендуемых книг из серии методических разработок О.Н. Земцовой «Умные книжки», причём для всех возрастов по отдельности.
В каждой такой книге даются задания на отработку и развитие конкретного навыка: «Ожившие буквы» (задания на развитие навыка чтения), «Задачки для ума» (задания для развития мышления), «Найди отличия» (развивается навык внимания), «Рисуем пальчиками» (даются задания на развитие мелкой моторики) и так далее. Вот пример подборки книг для возрастной группы 3-4 года:
Приобрести развивающие книги «Грамотейка», «Умные книжки» и «Развивающие тесты» можно в интернет-магазинах: Лабиринт, My-shop, Читай-город, Ozon, Read Ru. Цена за одно пособие варьируется от 200 до 450 рублей, плюс некоторые магазины предлагают скидки и бонусы при покупке на определённую сумму.
Плюсы и минусы "Умных книжек"
Со своими детьми по серии О.Н.Земцовой «Умные книжки» я занимаюсь уже более 11 лет: сначала со старшим сыном развивали интеллект, затем со средним, а вот теперь с младшим сыном занимаемся и готовимся к поступлению в первый класс.
За такой не маленький период времени я для себя отметила как положительные, так и отрицательные моменты, связанные с методическими книгами Ольги Николаевны Земцовой, и хочу ими с вами поделиться. Плюсы:
- Материал сформирован по темам – это расширяет кругозор и помогает больше узнать об окружающем мире.
- Абсолютно все пособия выполнены в ярких красочных тонах, много картинок, в том числе сюжетных. Детей привлекают сочные краски и они бегут с удовольствием рассматривать пособия Земцовой.
- Интеллект развивается с разных сторон: это и память, и внимание, и мышление, и речь, и сенсорика. Плюс тренируется усидчивость и умение сосредотачиваться на главном.
- Есть возможность произвести самооценку в конце каждого мини-занятия.
- Дети в дошкольном возрасте очень любят творчество, и в пособиях этот момент учитывается. Ребёнок может фантазировать и придумывать истории на заданную тему, раскрашивать разными карандашами предложенные картинки, что-то дорисовывать или дописывать по теме.
К сожалению, есть и минусы «Умных книжек». Маленький объём, например. При ежедневных занятиях с малышом пройти весь материал по О.Н.Земцовой можно за полгода, а остальное время выискивать похожие задания из интернета или на полках магазина.
Уровень развития детей должен быть выше среднего, и если ребенок не дотягивает до него, то приходится топтаться на месте, и нет возможности перейти к следующему занятию, пока нет нужных знаний. Например, звуки и буквы рассматриваются в пособиях уже с 3 летнего возраста, а цифры и счёт и того раньше.
Очень не просто заниматься с малышом, если он не говорит вообще (например, с 2-х до 3-х лет) или говорит, но очень плохо, непонятно – большинство заданий в «Умных книжках» О.Н. Земцовой ориентировано на умение показать, сказать, объяснить.
Как работать с пособием "Умные книжки" О.Н. Земцовой
Даже если вы являетесь родителем дошкольника и не имеете педагогического образования, то заниматься с малышом по пособиям «Умные книжки» для вас не составит никакого труда!
Поскольку материал очень чётко и интуитивно понятно разбит на мини-уроки, и в начале каждой даются рекомендации по проведению занятий. Хочу лишь обратить ваше внимание на несколько особенностей методических пособий, чтобы было легче заниматься с ребёнком.
Все задания в «Грамотейке» Земцовой разбиты по тематическим направленностям, то есть, например: «Зима, «Одежда», «Музыкальные инструменты», «Животные», «Машинки» и другие.
В «Развивающих тестах» занятия преподносятся в виде блоков (то есть каждый блог способствует проверке и развитию одного конкретного навыка): блок математики, блок по развитию памяти, блок по развитию внимания, блок по знакомству с окружающим миром, блок развития мелкой моторики, блок по развитию речи.
В тестовых заданиях самому ребёнку или взрослому требуется оценить качество выполненной задачи: «Сделал сам», «Сделал с помощью взрослого» или есть необходимость позаниматься ещё (для этого нужно выбрать подходящее по выражению лица Солнышко).
Все задания в серии “Умные книжки” Земцовой О.Н. преподносятся в игровом формате для более качественного усвоения материала. Детей завораживают яркие картинки, необычные предметы и даже, порой, странные для них задания.
Одно занятие располагается на 3-4 страницах книги и рассчитано на 15-20 минут. Это как раз то время, которое малыш может физически выдержать и спокойно позаниматься с родителем или педагогом. На каждой странице, в нижней части листа, даются краткие указания для взрослого по правильному выполнению упражнений.
После каждой темы мини-урока необходимо закрепить пройденный материал и удостовериться, насколько хорошо малыш его понял. Например, задавайте простенькие вопросы: «Какие головные уборы ты запомнил?», «Сколько мышек нашёл сегодня котик?», «Как ты понял, что такое оркестр?», «До скольки ты научился сегодня считать?» и т.п., в зависимости от тематики занятия.
Если вы чувствуете, что ребёнок плохо понял то, о чём вы с ним общались на протяжении 20 минут, то на следующий день снова вернитесь к этой же теме и не спешите идти вперёд, пока малыш не усвоит материал!
Чтобы малышу было легче ориентироваться в пройденном материале на занятиях по книгам Земцовой, самый лучший вариант – закреплять полученные им знания на практике в жизни.
Например, помочь маме накрыть на стол и посчитать сколько нужно достать ложек и тарелок для своих домочадцев или заглянуть в вещевой шкаф и перечислить виды мужской и женской одежды, или с целью развития речи почаще рассказывать о событиях, произошедших в течении дня, или идя в детский сад понаблюдать за изменениями в природе зимой, весной, летом и т.д.
В таком случае малышу будет намного интереснее заниматься и он будет с большим желанием выполнять поставленные перед ним задачи. Также важно, чтобы малыш сам проявлял желание к занятиям и не было никаких насильственных принуждений со стороны взрослого человека!
Со своими мальчиками я начинала заниматься по серии О.Н.Земцовой с возраста 2-х лет, когда они уже разговаривали и могли более или менее выражать свои детские мысли вслух. Таким образом, они лучше усваивали информацию.
Заключение
В качестве вывода хочется отметить следующее: если заниматься с ребёнком, начиная с 1,5 или 2 лет по 20 минут каждый день или через день, то малыш будет прекрасно подготовлен к школе! Необходимо использовать все пособия из серии «Умные книжки» – это «Грамотейка», «Развивающие тесты», «От слова к рассказу», «Цифры и числа», «Ожившие буквы».
Однако, нужно понимать, что начало занятий по возрасту очень индивидуальны, границы в данном случае размыты. Так как есть дети, которые проявляют интерес и усидчивость в отношении занятий уже в два года. А есть дети, которых и в три года невозможно усадить и хоть немного спокойно пообщаться с ними.
Здесь также очень важна небольшая хитрость и фантазия родителей: как они сумеют малыша заинтересовать, чем поощрить. Удачи вам, дорогие родители, в вашем непростом деле на пути образования и развития своих детей. Желаю вашим малышам быть умными, любознательными и не переставать удивляться нашему необъятному миру!
Если у вас возникли вопросы или уже есть опыт по использованию “Умных книжек” для детей 1-2, 3-4 или 5-6 лет, пишите ниже свои развёрнутые комментарии, буду вам очень благодарна!
С уважением, автор блога – Мария Филиппова.
Оставить комментарий